ЧЁТВЁРТЫЙ ШАГ
ЧЕТВЁРТЫЙ ШАГ – Провели тщательную и бесстрашную личную моральную инвентаризацию.
Моральная инвентаризация необходима для того, чтобы обнаружить губительные черты характера нашей алкогольной личности и убрать их из новой личности с помощью Программы Анонимных Алкоголиков для нового образа жизни, который мы собираемся построить. Программа АА использует термин «личность», имея в виду развитие новых черт характера, необходимых для нашего выздоровления от алкоголизма. Это не имеет отношения к личной привлекательности, которая происходит от физического здоровья, красоты или шарма. Мы оцениваем «личность АА» по мере взросления в АА, что доказывается такими качествами, как сила и понимание, идущие от Силы, более могущественной, чем мы сами, капитуляция эгоцентризма, развитие честности, смирения, благодарности, прощения, быстрого принятия ошибок и их исправления, служение другим и достижение счастливой трезвой жизни.
Перед тем, как мы можем надеяться на развитие качеств, способных создать эту желанную личность АА, мы должны обнаружить причины своего бессилия перед алкоголем. Мы хотим узнать, почему мы боролись сами с собой. Мы предлагаем выявить и изучить ограничения, которые в наших жизнях создал алкоголь. Мы надеемся преодолеть эти алкогольные ограничения, исправить наши неуправляемые жизни, поэтому мы проверяем наши алкогольные личности. «Прежде всего, мы искали недостатки характера, которые были причиной наших неудач». Тяжесть проблемы с выпивкой является глубоко укоренившейся, она включает в себя эгоистичные привычки, физическое здоровье, эмоции и неправильные представления, которые мы приобрели в течение многих лет. Это подрывало наши умственные способности, ослабляло иммунитет нашего организма, вызывало бестолковые мысли и дела. Всё это приводило нас к ужасным душевным и физическим мучениям и вызывало тревогу и страдания у наших близких.
Прекращение алкоголизма невозможно, пока мы не определим свои недостатки, поэтому мы совершаем определённые шаги для исправления своих физических, ментальных и духовных дефектов. Мы делаем это тогда, когда проводим тщательную и бесстрашную моральную инвентаризацию себя самого: проделываем очень полно и по-деловому, и тогда прощаем других людей и честно пытаемся найти свои собственные ошибки. Новички всегда поражены количеством недостатков, которые они обнаруживают в себе и которые хотят исправить. Предостережение, которое следует соблюдать на этом Шаге, заключается в том, что немногие из нас готовы и могут сразу отказаться от всех своих дефектов характера. Некоторыми из них мы очень дорожим и, таким образом, можем столкнуться с проблемой их частичного восстановления в будущем, что не входит в задачу Программы выздоровления Анонимных Алкоголиков.
Этот Шаг призывает к тщательной инвентаризации, Программа не согласуется с полумерами и половинчатыми усилиями, нашей задачей является полное восстановление. Сомнения навредят достижению цели. Не будет удовлетворения от трезвости. Давайте будем мудры и проведём стопроцентную инвентаризацию.
Нельзя по быстрому написать моральную инвентаризацию после пьянства длинною в жизнь, как нельзя сделать такие записи слишком упрощёнными. Мы находим много сложностей, которые требуют размышления и медитации. Это должен быть честный, искренний и тщательный процесс. Для полной эффективности инвентаризация должна быть письменной, записи которой мы сохраняем для будущей проверки и частому возвращению к ней. Ментальная инвентаризация – это просто приложение к письменной инвентаризации. Она необходима, но сама по себе недостаточна. Опыт показал, что этот Шаг нужно начинать сразу и необходимо оставить открытым для будущей доработки, чтобы вовремя процесса своего психического и духовного очищения мы могли бы добавлять новые записи по мере их поступления. Те короткие примеры недостатков, которые приводятся в книге, совершенно не передают того, сколько времени и сил вы должны будете уделить, чтобы применить этот Шаг к своей проблеме с алкоголем. За детальным описанием Четвёртого Шага мы можем обратиться к нижней части страницы 63 до конца пятой главы в книге «Анонимные Алкоголики». Из этих страниц мы узнаем о том, каким образом основатели Сообщества АА предлагали работать над нашей инвентаризацией. Вы поймёте, что корнем вашей проблемы вне сомнения является эгоцентризм, проявления которого обнаруживаются в виде обид, бесчестности, жалости к себе, ревности, критики других, нетерпимости, страха и гнева.
Переживание обиды
Обида часто бывает у всех алкоголиков. Мы никогда не можем её избежать, и хотя она кажется неосязаемым, она часто проявляется в материальном мире с разрушительной энергией и силой. Обида – это динамит для алкоголика.
При изучении книги «Анонимные Алкоголики» мы узнаём, что «Обида –это враг “номер один”. Она разрушает алкоголиков больше, чем что-либо другое. Из-за неё возникают все виды духовных недугов, ибо мы были больны не только психически и физически, но и духовно». Переживание обиды – это чистой воды «сухая пьянка». Чтобы оставаться физически трезвыми, мы должны избавиться от обид на психическом и духовном уровне.
«…Имея дело с обидами, мы изложили их на бумаге. Мы составили список лиц, учреждений и принципов, которые нас злили. Мы спросили себя, почему мы были озлоблены. В большинстве случаев оказалось, что пострадали или находились под угрозой наше самоуважение, наши кошельки, наши амбиции, наши взаимоотношения (включая сексуальные). Поэтому мы огорчались. Мы раздражались».
Составьте список ваших обид, решите, кто входит в круг ваших обидчиков и почему они там. Стала ли ваша жизнь лучше от этих претензий? Были ли они вашими настоящими обидчиками?
Основатели Анонимных Алкоголиков отвечают на этот вопрос очень определённым предложением: «Очевидно, что жизнь, наполненная переживанием обид, ведёт только к бессмысленности и недовольству. Допуская это, мы растрачиваем время, которое могло бы быть полезным».
Это объясняет то, что переживание обид умаляет наш духовный рост, который яв-ляется единственной надеждой алкоголика.
Нечестность
«Не выздоравливают те люди, которые не могут или не хотят полностью от-дать себя этой простой программе; обычно это мужчины и женщины, которые органически не способны быть честными сами с собой».
Можно больше не комментировать нечестность. Ей нет места в нашей Программе. Она должна быть устранена, если мы хотим добиться успеха. Честность с собой, Богом и другими людьми – это ключевой камень в постройке моста АА, который покроет пропасть между нами и устойчивой счастливой трезвостью. Без честности, Программа АА стала бы противоречивым и лицемерным образом жизни. Она была бы негативна и противостояла бы выздоровлению. Любая нечестность в любом виде со стороны алкоголика сносит защиту от первой рюмки, которую алкоголик обязательно выпьет, если он или она не смогут оставаться честными.
Критика
Критика, как форма негативного суждения других, абсолютно не вписывается в кар-тину Сообщества. Это чёрная овца в нашей отаре, злокачественный переносчик раздора и бунта. Она разрушает наш внутренний покой и счастливую трезвость. Благонамеренный совет может быть полезным, если даётся со всей искренностью.
Критика является пороком и противостоит тем качествам личности, которые мы хотим развить у себя. Она не становится жестом взаимодействия, указывая на дружеский интерес, а скорее является разрушающей силой, которая ведёт к жалости к себе, ревности, обиде и враждебности.
Наш общий интерес к Программе АА заключается в трезвости. Критика не может помочь ни индивидуально каждому, ни группе людей достичь или поддерживать трезвость. Поиски вины других и «сплетничество» разрушат все положительные результаты Программы АА. Это не имеет доброго начала и должно контролироваться с терпимостью и пониманием, сдерживая наши тенденции к критике. Если вы должны использовать критику, ограничьтесь самокритикой.
Жалость к себе
Чаще всего, алкоголики не считают жалость к себе пагубной эмоцией. Мы все, в какой-то момент, предавались какому-то из типов жалости к себе. Особенно часто это происходило во время страданий от похмелья. Другие типы жалости могли быть вызваны обидами и ненавистью к другим за настоящие или надуманные злые проступки, за проделки Бога и за неудачи или болезни. Жалость к себе часто является прямым протестом против обстоятельств, созданных нами самими, когда мы чувствуем сожаление к себе и принимаем негативную позицию по отношению к жизни.
Пока мы не увидим присутствия обиды в нашей жалости, и пока мы не поймём, что она даёт нам неправильное отношение к жизни и к своим близким, мы не увидим необходимости отказа от этой эмоции. Мы, алкоголики, освобождаемся от всех видов обид: наше счастье в жизни зависит от нашего отношения и служения другим. Мы не можем позволить себе чувствовать жалость к себе из-за того, что она может привести к обиде и принижению чувства собственного достоинства. Жалость к себе тормозит наше выздоровление потому, что она закрывает наш разум к полноценным и полезным возможностям, которые жизнь даёт нам, она способствует эгоистичному мышлению, которое должно бы быть направлено на понимание Бога и установление тесного контакта с Ним.
Эмоциональную зрелость и рост в Программе АА останавливает жалость к себе. Эта экстремальная форма эгоцентризма выявляет недостаток в вере и противостоит духовному росту. Мы ищем помощи Бога, чтобы избавиться от этого самого серьёзного дефекта характера.
ЛЕЧЕНИЕ: Выявите жалость к себе, молитесь об избавлении от этого дефекта, развивайте благодарность за свою трезвость. Благодарите Бога за это. Помогайте другим алкоголикам. Тем самым мы развиваем новую духовную силу, которая вытесняет страх и зависимость. Тем самым мы уничтожаем жалость к себе.
Ревность
Практически никто не может избежать этой чудовищной эмоции. Длина и ширина ревности сравнима со страхом и жалостью к себе. Глубина – это гнев, обида и разочарование.
Ревностное отношение к положению другого человека в обществе, его характеру, талантам или личным владениям может поразить наш разум и, как злокачественная опухоль, приведёт к болезни или разрушению. Новичок, который проводит время за анализом ревности, находит в ней комбинацию всех своих несовершенств. Вам следует провести такой анализ и ознакомиться с этой пагубной формой «сухой пьянки».
Ищите «слепые пятна», которые приведут алкоголика назад к бесконтрольному пьянству. При близком рассмотрении видна поразительная масса наших моральных дефектов. Они могут быть в лёгкой или пассивной форме, но они присутствуют – жалость к себе, обида, нетерпимость, бесчестность, критиканство, подозрительность и гнев. При анализе мы понимаем, что страх и разочарование связывают их воедино. Хорошо бы полностью избегать этой сложной эмоции – ревности потому, что она может с лёгкостью подвергнуть опасности наше психическое здоровье и привести нас к чувству обиды, горькой ненависти и опьянению.
Нетерпение
Недостаток терпения имеет много общего с той первой рюмкой, перед которой при определённых обстоятельствах не может устоять алкоголик. Мы чувствовали себя таким образом, когда подводило физическое здоровье, когда жизненные проблемы требовали много нашего времени и сил, когда было велико психическое напряжение, когда обида дома или на работе становилась непереносимой, когда дела в бизнесе шли очень плохо, когда мы были утомлены чрез-мерной занятостью или, когда встречались с другими неприятными обстоятельствами. Мы чувствовали, как будто наша жизнь достигла апогея, и мы не могли больше терпеть и поэтому напивались.
Нам никогда нельзя забывать непереносимые похмелья, отчаяние бесконтрольного употребления и помощь Бога в прекращении этого. Нам нужна помощь в новых проблемах. Не надейся, что Бог уберёт все проблемы из твоей жизни за одну ночь. Выработка терпения является частью выздоровления. Это помогает духовному процессу и учит нас контролировать свои эмоции. Это подпитывает счастливую трезвость. Присутствие нетерпения в члене Сообщества – плохой знак. Это показывает отсутствие баланса и выступает симптомом психической и духовной нестабильности. Наше терпеливое отношение в обстоятельствах, которые этого требуют, является отражением нашего понимания и практики принципов АА, как своего образа жизни.
Алкоголики часто злоупотребляют терпением других. У них есть за что просить прощения, и им следует проявить уважение и терпение, когда это необходимо. Мы не считаем, что терпимость необходима во всех ситуациях. Бог дал нам разум, чтобы отличить добро от зла, поэтому мы можем увидеть вред в терпимости к плохим мыслям и делам так же, как в нетерпимости к хорошим. В терпимости необходима осмотрительность (осторожность), но если мы используем принципы Программы АА, как наш образ жизни, то увидим, что можем найти компромисс с людьми, которых раньше терпеть не могли. Толерантность к новым и старым членам АА, которые искренне пытаются жить по Программе, является острой необходимостью для нашего выздоровления от алкоголизма. Если они честно стараются сделать принципы АА своим образом жизни, мы должны им помочь в этом.
Немудрено стать нетерпимым к тому, что мы не можем изменить, но Программа АА учит нас, как достичь понимания воли Бога. Если мы что-то не можем изменить, то это может быть против воли Бога. Мы не должны относиться к этому с нетерпимостью, а, наоборот, направить нашу силу и энергию на конструктивные и полезные дела, которые дадут положительные результаты.
Боже, дай нам смирение и душевный покой принять то, что я не в силах изменить, мужество изменить то, что могу, и мудрость отличить одно от другого.
Страх
Тенденция алкоголиков не считать страх фактором, ведущим к алкоголизму, заставляет новичков снижать важность страха в их инвентаризации. Они ошибочно ассоциируют страх с трусостью и не учитывают этого. Но страх имеет много общего с их пьянством, поэтому полный анализ страхов необходим для полного выздоровления.
Страх – это эмоция, которая присутствует в жизни всех людей. Первобытные люди не смогли бы выжить без страха. Опытным путём они получили страх опасных или разрушительных вещей, с которыми они не могли справиться, а страх давал дополнительную силу для побега или предотвращения неблагоприятных обстоятельств. Если мы используем его для цели самосохранения, то страх даёт нам осторожность и предусмотрительность, необходимые для каждодневной жизни. Страх заставляет нас принимать необходимые меры, чтобы защитить свои семьи от болезни и бедности. Из-за страха мы находим в себе силы строить дома, работать, принимать реалии жизни и брать на себя ответственность.
Будучи алкоголиками, мы иногда использовали некоторые положительные качества страха, но чаще мы всё же ощущали его негативные аспекты – такие, как тревога, опасение, волнение, неопределённость и предчувствие зла и вреда, которые всегда казались рядом. Опасаясь похмелья или плохого сна, мы прятали спиртное по всему дому. Страх правды наполнял нас опасением и неуверенностью. Тревога постоянно вскрывала наши попытки утаить нашу зависимость, скрывать свои обманы и прятаться от кредиторов. Страх унижения, отрицательного общественного мнения, потери жилья и финансового краха забирал душевный покой. Все эти негативные элементы страха надо записать в инвентаризации. На странице 65, в пятой главе книги «Анонимные Алкоголики» приведены примеры страхов в наших жизнях и пути их классификации.
Понимание и исцеление от этой эмоции составляют центральную задачу в изменении нашей личности. Программа АА не строится на чувстве страха. Она является духовным путём, основанным на Силе, а не нас самих, и на вере в Силу, более могущественную, чем мы сами, чтобы она помогла нам преодолеть страхи и другие дефекты нашей алкогольной личности. Мы знаем людей, которые пытались достичь счастливой трезвости, используя самообразование из-за страха перед алкоголем. Они не оставались долго трезвыми. Мы знаем и таких, которые пытались защитить себя от алкоголя, не посещая бары и ночные клубы, так как боялись искушения в подобных заведениях. Из их опыта мы знаем, что такие попытки являют собой неполное действие по Программе и на самом деле есть неосознанное желание выпить.
Книга «Анонимные Алкоголики» говорит: «С нашей точки зрения, любая схема борьбы с алкоголизмом, основанная на том, чтобы оградить алкоголика от соблазнов, обречена на неудачу. Если алкоголик старается спрятаться от алкоголя, ему, возможно, это на время и удастся, но обычно всё кончается сильнейшим запоем. Мы испробовали все эти методы. Попытки совершить невозможное всегда оканчивались неудачей.
Таким образом, наша цель состоит не в том, чтобы избегать тех мест, где выпивают, если у нас есть основания находиться там. …Можете пойти, можете остаться, делайте то, что считаете правильным. Но нужно быть уверенными в том, что вы стоите на прочном духовном основании и что вы правильно осознаете свои мотивы».
Стоять на прочном духовном основании очень важно, но мы не должны забывать и свою определённую роль в процессе исцеления. Бог помогает нам только тогда, когда мы готовы и прикладываем усилия к выздоровлению. Осознание того, что искушение всегда будет оставаться в нашей жизни и что мы никогда не могли справиться с этим в прошлом, должно заставить нас обратиться к Богу за помощью.
Мы не знаем, как и когда может проявиться тяга к выпивке. Но мы знаем, что она появится, и мы не хотим просто ждать её. Мы должны подготовить себя к ней с верой и молитвой в час острой необходимости.
Первый и Второй Шаги предполагают, что мы приходим к пониманию всех своих алкогольных проблем. Мы должны всегда помнить о нашем бессилии перед алкоголем, безрассудном поведении и неуправляемости жизни из-за этого. Природа поддерживает нашу память, давая нам сны о выпивке. Эти сны могут быть такими реалистичными, что мы чувствуем настоящие угрызения совести и наполняемся решимостью достичь трезвости надолго.
Мы должны признать, что мы – алкоголики: нам очень полезно это сделать. Всем членам АА необходимо стремиться к честному и реальному пониманию того, что алкоголь делает с ними, чтобы это стало гарантией невозвращения к выпивке. Но это не подразумевает развитие страха, а наоборот – работу разума, чтобы избежать дальнейшего развития алкогольной зависимости. Мы не боимся алкоголя. Алкоголь может быть вокруг нас без вредоносных последствий, если мы стоим на правильной «духовной основе» и практикуем принципы Анонимных Алкоголиков 24 часа в сутки. Но мы должны бояться выпить спиртное, как мы боимся принять любой другой яд. Поэтому мы закаливаем наш разум молитвой и теми духовными инструментами, которые даровал нам Бог. Разумное использование ментальных фантазий, основанное на признании своего алкоголизма, становится незаменимым в нашем выздоровлении. Мы не восстаём против факта, что не можем больше пить или принимать другие яды. Длительная трезвость станет достижима, если мы навсегда уберём алкоголь из своего меню напитков и поместим его туда, где он должен находиться – в список ядов.
Члены Сообщества, неспособные справиться со своими страхами с помощью Программы АА, должны обратиться за профессиональной помощью к врачам или психиатрам, которые, скорее всего, смогут им помочь. Обычно медицинская помощь и работа по Программе позволяют достичь счастливой трезвости. Страх, который не ведёт к патологической одержимости, может быть исправлен принципами Программы АА. Страх – это не что иное, как искажённая вера в негативные аспекты жизни и напасти, которых мы опасаемся.
Тревоги и страхи не мешают философии Программы АА. Будучи алкоголиками, мы были нестабильны из-за проблем и волнений, с которыми не могли справиться. Духовные основы этой Программы помогли удалить наши страхи и заменили их духовным покоем. Мы больше не переживаем – мы уже получили духовную отсрочку. Бог продляет нам эту передышку каждый день в счёт нашей благодарности за Его помощь и за бескорыстное служение другим.
Антидотом нашего страха является вера, но не искажённая вера в страх, а восстанавливающая полная вера в Бога, как мы Его понимаем. Мы обнаружили, что это очень эффективная мера для борьбы со всеми страхами, которые переживает алкоголик.
Гнев, Злоба
Сам по себе гнев – это здоровая эмоция, но ей часто злоупотребляют, когда потакают ей или переносят её на других людей. Алкоголик, чьи эмоции контролирует злоба, независимо от того, явная она или скрытая и невыраженная, не сможет двигаться по Программе, пока он не разберётся с разрушительным эффектом такой эмоции.
Часто алкоголик совмещает гнев и жалость к себе, и тогда он чувствует себя отвергнутым всем миром и может оправдать своё оскорбительное поведение тем, что другие заслужили его. Большая Книга АА определяет пагубный тип злобы, как очень опасную эмоцию для алкоголиков: «Чтобы жить, нам надо освободиться от злобы. Недовольство и буйство не для нас. Они могут быть сомнительной роскошью для нормальных людей, но для алкоголика это яд». Здесь Большая Книга говорит либо о разъедающей злобе, которую человек затаивает и держит в себе, либо о бесконтрольных вспышках гнева, которые часто испытывают многие алкоголики. Эти чувства могут привести к жалости к себе и обидам и вызвать срыв.
В ежедневной жизни, алкоголики часто будут встречаться с ситуациями, провоцирующими гнев. Алкоголики – не святые и не идеальны, мы будем чувствовать гнев и злость. Очень важно убедиться, что вы не переносите несправедливый гнев на других людей, но и не держите его в себе, так как он перейдёт в обиду или заставит вас чувствовать себя недостойными и подавленными. Злость можно выразить в безопасной и неоскорбительной форме и отпустить её. Обычно алкоголики видят, что за злостью стоит другая, очень сильная эмоция – страх или печаль. Очень часто злость скрывает наше чувство неполноценности.
Любой алкоголик – просто человек. Он подвержен таким же человеческим инстинктам, как и все другие люди, и часто сталкивается с обстоятельствами, вызывающими гнев, но мы должны помнить о потенциальном вреде непонятого гнева и о проблемах, которые он повлечёт за собой в нашем процессе выздоровления.
Выполняя свою инвентаризацию, давайте помнить о факте нашего алкоголизма, о том, что мы больны физически, психически и духовно, что не смогли справиться со своим заболеванием собственными методами и что тысячи алкоголиков до нас достигли выздоровления тем, что преобразовали свои алкогольные личности на трезвые счастливые личности, следуя путём Программы АА. Помня всё это, мы обращаемся к Силе, более могущественной, чем мы сами, и просим её помочь нам в составлении тщательной и бесстрашной моральной инвентаризации нас самих, как одного из Шагов, необходимых для выздоровления от нашей болезни – алкоголизма.
Слепые пятна
Несмотря на все искренние попытки сделать честные инвентаризации своих «недостатков характера, которые были причиной наших неудач», мы не запишем некоторые изъяны. Почему? Просто потому, что не сможем их разглядеть. Наше моральное зрение было слепо очень долго вследствие алкогольного мышления. Необходимо оставить место в своих записях для «слепых пятен», которые мы обнаружим позже. Нам не следует волноваться об этих неузнанных дефектах, но мы должны знать об их существовании и позволить образу жизни по Программе АА обнаружить их. Потом мы составим их список для исправления.
ИТОГИ: Приняв решение передать Богу нашу волю и неуправляемую жизнь, мы больше не держим руль своей судьбы и можем внимательно изучить нашу алкогольную личность. Мы проводим «…тщательную и бесстрашную личную моральную инвентаризацию» не как психиатры, а как больные люди, которым необходимо простое понимание своих недостатков и изъянов – того, что Бог сможет очистить или помочь нам перерасти. С такой честной оценки начинается преобразование нашей личности.
В пятой главе, на страницах 64-71 Большой Книги перечисляются дефекты характера, свойственные алкоголикам, которые нужно записать в своей инвентаризации. Из этих списков мы узнаем о своей духовной болезни, которая происходит от обиды и бесчестности, разочарования и ревности, подозрительности, жалости к себе, страха, злости и гордыни, а также о вредоносной природе критики, нетерпения и мстительности. Мы возрождаем наше омертвевшее сознание в процессе того, как записываем свои ужасающие эгоистичные привычки. Мы учимся определять добро и зло, пока делаем честные тщательные записи. Такая инвентаризация может стать камнем преткновения между трезвостью и новой выпивкой.